Страусы на снегу, или Внуки динозавров в прокопьевском ландшафте
В Кузбассе уже два с половиной года обитает стая чёрных африканских страусов, самых крупных в мире птиц – главная достопримечательность прокопьевского мини-зоопарка, который с 1 мая вновь открывается для посетителей. Накануне наш корреспондент навестил пернатых великанов и выяснил, на кого они похожи, как им живётся в Сибири, зачем страусу шапка и айфон и кого слушаются громадные пташки...
Мир перевернулся
Впервые я, внештатный корреспондент интернет-журнала AVOKADO побывал на страусином ранчо летом 2015-го, когда птицам было полгода отроду. Впрочем, уже в том возрасте они по габаритам мало отличались от взрослых особей. По вольеру бегало штук двадцать птенцов-гигантов. Страусов называют воробьями-верблюдами: одна лапа у них похожа на копыто. При всей экзотичности их всё-таки сразу идентифицируешь как птиц. И это обстоятельство поражало даже больше, чем "верблюжье" копыто.
…Всем известно, что, взглянув на мелкую мушку через микроскоп, можно ахнуть от неожиданности. И здесь схожий эффект: птички-то птички, но какие же огромные! Как будто попал в фантастический рассказа про далёкую планету, где флора и фауна отличаются от земных масштабами. Теперь знаю, что чувствовал Гулливер, оказавшись в стране великанов, где не только люди, но и вся живность в десятки раз крупнее главного героя. Из литературы современной вспомнился пелевинский роман "Любовь к трем цукербринам". Там есть эпизод про компьютерную игру Angry Birds шиворот-навыворот: не люди стреляют из рогатки птицами, а гигантские птицы пуляются людьми.
Словом, привычная картина мира пошатнулась. И временная шкала сдвинулась.
Длинношеие страусы напоминали динозавров. Только не летающих, а живущих в воде: у таких, судя по картинкам-реконструкциям, непропорционально маленькая голова на длинной шее возвышалась над кромкой воды. Позже прочитал, что некоторые исследователи доисторических животных используют термин "страусовый динозавр", именуя так вымерших обитателей нашей планеты, которые похожи на страусов. Правда, неизвестно, роднит ли страусовых динозавров с гигантскими африканскими птицами что-то кроме внешнего сходства. Но что птицы и, в частности, страусы по своему строению ближе к динозаврам, чем другие представители современной фауны, – это научный факт. Биологи полушутя, полусерьезно говорят, что если аллигаторы – внучатые племянники, то страусы – прямые внуки динозавров.
В 2015-м на мои вопросы отвечал парень, который водил экскурсантов по мини-зоопарку. Он отошёл на пару минут по каким-то делам. Я стал фотографировать удивительных птиц. Один страус отделился от стаи и почти вплотную приблизился ко мне. Чтобы не упустить интересный кадр, я подошёл к самой ограде вольера, и тут гигантский птенец ударил клювом прямо в объектив. Впрочем, "ударил" – слишком сильно сказано. Скорее всего, птенчик просто принял чёрную фотомыльницу за камень, и решил проглотить. Камни им необходимы для пищеварения. Я отпрыгнул, страусёнок сразу вернулся к стае. Через полминуты было уже и не понять, кто из птенцов хотел фотоаппарат съесть. Так ведут себя котята и щенки: нашкодят, а потом убегут подальше от места преступления и сделают вид, словно они и ни при чём. Но страусы такие спектакли разыгрывать не умеют. Поняв, что до чёрной коробочки ему не дотянуться, птенец просто потерял интерес и ко мне и к фотокамере. Фотоаппарат остался цел, только с объектива краска слезла.
– Забыл предупредить, – извинился вернувшийся экскурсовод, – у нас страус недавно айфон проглотил.
Для этих птичек любой некрупный гаджет как обычный камешек.
Пожалуй, рассказ получается жутковатый. На самом деле, страусы не страшные, а загадочные. Эдакие обитатели параллельного мира. Вглядываясь в их огромные глаза, думаешь: то ли они ничего не понимают, то ли понимают вообще всё. Только не посредством интеллекта, а каким-то другим, неизвестным человеку способом.Самое интересное, что сообщил тогдашний гид: страусы не прячут голову в песок. Они прикладывают голову к земле, чтобы удостовериться: не приближается ли стая бизонов. Встречи с этими зверями птицы-великаны стараются избегать.
Пакт о ненападении
Но от воспоминаний ко дню сегодняшнему. Пожалуй, место, где открылось и по-прежнему располагается прокопьевское страусиное ранчо, можно назвать окраиной города. Но не задворками. В пяти минутах ходьбы трамвайная остановка. Вокруг мини-зоопарка частный сектор. В паре сотен метров панельные многоэтажки. Мне, выросшему в таком панельном доме, до сих пор удивительно, насколько легко вписались африканские пернатые в пейзаж небольшого сибирского города.
У входа встретила Надежда Кузнецова, которая служит в мини-зоопарке со дня открытия. До пенсии работала санитаркой в больнице, а теперь помогает ухаживать за зверями и птицами. Продаёт билеты и водит экскурсии. В прокопьевском контактном мини-зоопарке по соседству со страусами живут мелкие экзотические птицы – фазаны, цесарки. Они обитают в клетках. Гуси и куры свободно ходят по территории. А ещё есть всякие звери – декоративные кролики, овцы, козы, лисицы и даже марал по имени Ваня. Сибирские дворовые коты пришли сразу, и прогонять их не стали. Правда, я видел только одного, остальные наведываются время от времени. Так сказать, внештатные сотрудники зоопарка.
– Я всех люблю. Они всё понимают, только сказать не могут, – объясняет Надежда Александровна. – Ослик Наташа у нас хорошая девочка. Душевная такая. А еноты как люди своими ручками берут и печеньку, и конфетку, и виноград.
Страусов помнит совсем маленькими.
– Когда их привезли, были ростом с индюка.
Напомнил ей давнюю историю про проглоченный айфон. Надежда Александровна рассказала, что иногда страусы с посетителей, подошедших непозволительно близко, шапки срывают. Однажды африканская птичка проглотила рукавицу.
– У них глазки больше, чем мозг. Они хватают всё, что принимают за еду, – заступается за пернатых хулиганов Надежда Кузнецова.
Впрочем, дальше мелких шалостей африканцы не идут. Ни разу они не пытались атаковать экскурсантов. Заходить к ним в бокс или в вольер действительно очень опасно. Но тем, кто не подходит к ограждению вплотную, страусы вреда не причинят. К тому же они не хищники, а травоядные. Мини-зоопарк контактный, но, конечно, посетители не со страусами контактируют.
Взаимоотношения африканцев с другими обитателями зоопарка – отдельная тема. Летом 2015-го удивили козы, спокойно бродившие у вольера со страусами. Гигантские птицы на них не обращали внимания. За два года звери совсем осмелели. Иногда даже в вольер заходят, и страусы их не трогают. А коты могут рассесться на верхней перекладине вольера, чувствуя себя в полной безопасности. Заморские пташки как будто заключили пакт о ненападении с представителями традиционной сибирской фауны. Страусы, как и например, утки, считаются глупыми птицами. Но как они отличают неподвижно сидящих пушистых котов от шапок, которые при случае могут и стянуть? Хотелось бы написать, что интеллект страусов недооценивают, однако дело, видимо, в другом. Как уже упоминал, страусы – травоядные. Но в естественных условиях они иногда едят мелких зверей. Соседи по мини-зоопарку слишком крупные, чтобы стать для гигантских птиц пищей, но чересчур маленькие, чтобы представлять для стаи опасность. Впрочем, это только гипотеза.
В самой стае отношения не всегда мирные: страусы бьются из-за самок не на жизнь, а на смерть. И к сожалению, это не просто образное выражение. В таких драках несколько особей получили серьёзные травмы и погибли. Печально, однако в дикой природе такие жёсткие потасовки случаются сплошь и рядом. Смотрители мини-зоопарка надеются, что в поредевшей стае больше не будет причин для конфликтов.
Я не слышал, чтобы страусы издавали какие-то звуки. Но Надежда Александровна рассказывает, что иногда они курлыкают, когда агрессивны – шипят. А рассвет встречают плясками. По словам Надежды Кузнецовой, зрелище необычайно красивое. Настоящий танец радости.
Африканские птицы любят дождь. И снега, как оказалось, не боятся. Родители, да, наверное, и дедушки прокопьевских страусов появились на свет в Сибири, на Алтае. Исторической родины эти экзотические пернатые никогда не видели. Кузбасскую зиму переносят легко. Даже в сильный мороз выходят на короткие прогулки, а при "минус пяти" вообще могут весь день провести на свежем воздухе, не прячась в тёплый бокс. В мой нынешний визит снег за вольером ещё не полностью растаял. Гигантские африканские птицы на фоне сугроба – это посильнее будет, чем "яблоки на снегу" из старой песни. Правда, птицы сейчас линяют. Но скоро предстанут перед посетителями во всей красе.
Фотографируя страусов, старался не подходить совсем близко к вольеру и не задерживаться долго на одном месте. Какой-никакой опыт есть. Но на этот раз меня донимали четвероногие обитатели зоопарка: крутились под ногами и норовили пожевать одежду. Надежда Александровна пообещала, что скоро зверушек оградят от посетителей заборчиком с калиткой. Кто хочет погладить, зайдёт. У остальных будет возможность спокойно смотреть.
Для «компьютерных детей»
А ещё владелец мини-зоопарка планирует купить соседний пустующий участок, устроить запруду (там протекает ручей) и разводить водоплавающих птиц. Зовут предпринимателя Александр Якубовский. Насколько мне известно, до него была как минимум одна попытка поселить страусов в Кузбассе. Но закончилось она не слишком удачно, к тому же особей было не много. Читал, что сейчас кемеровский предприниматель купил несколько страусов. Но, пожалуй, именно Якубовский стал первым, кто сумел привезти в наш край и вырастить стаю страусов и предоставил всем желающим возможность посмотреть на экзотических птиц. Цены на билеты в мини-зоопарк символические. Другое название зоопарка – "страусиное ранчо" – не стоит воспринимать буквально. Страусов здесь растят для красоты, а не на убой. Для Александра Якубовского разведение африканских птиц – хобби, а не бизнес.
– Это моя игрушка, – объясняет он. – Вообще, это хлопотное дело – разведение страусов. Многие пытались заниматься, но редко у кого получается.
Такие ранчо он видел в Барнауле и в Питере и загорелся желанием привезти страусов в Прокопьевск. У Александра Александровича, как оказалось, ассоциации, схожие с моими.
– Страусы – прямые потомки динозавров! – с гордостью подчеркнул он.
– А чего бояться? Мы не держим хищников – львов, медведей. Категорически от этого отказываемся ради безопасности. Чтобы дети могли пообщаться с животными, погладить. Чтобы никто посетителей не укусил, не поцарапал. Я вырос в своём доме, мне это всё знакомо. Вижу, что этого сейчас не хватает "компьютерным детям".
На страусах можно кататься верхом. Поинтересовался у предпринимателя, практикует ли он такие забавы.
– Это когда очень много страусов можно кататься. А так цена восемьдесят пять тысяч – ну просто жалко. У нас – только посмотреть.
Плотнее всего со страусами общается Александр Шмидт – супруг Надежды Кузнецовой. На ранчо эпизодически появляются другие помощники, но только Александр Арнольдович и Надежда Александровна здесь с момента открытия и до сего дня.
– Загон небольшой, но у каждого страуса есть своя территория. В пустыне, если ты попал на их территорию, – всё. Только бежать. И то вряд ли спасёшься. У них на груди панцирь такой, кость. Они сбивают тебя, и ногами затаптывают. Видите, какие на ногах у них шипы, ногти. На каждом крыле у них ещё по два ногтя, – рассказывает Александр Шмидт.
Но сам он страусов не боится.
– Я из Казахстана родом. В доме держали животных – и коров, и поросят, и курей. И до армии работал "на телятах". Телят выращивал, ухаживал за ними.
Этот опыт на ранчо пригодился. Александр Арнольдович ко всякой живности относится по-доброму, в том числе и к страусам.
– Хозяйство есть хозяйство. За животными уход нужен. Если их не любишь, нет смысла ими заниматься. Кошку держит тот, кому она нравится. Так и здесь. Конечно, животные должны слушаться. Меня слушаются бараны, и даже гуси эти несчастные. И страусы слушаются. Если страус не хочет в бокс заходить, я ему говорю: "Иди домой. Всё!" И он заходит.
Читал, что страусы не трогают тех, кто выше. Грубо говоря, у них кто самый высокий, тот и самый главный. И человеку, который заходит в вольер или в бокс к этим птицам, нужно держать над головой палку. Александр Шмидт не пользуется этим приёмом. Говорит, страусы привыкнут, и станут вести себя ещё агрессивнее. Вообще-то принято считать, что у страусов совсем короткая память. Но основанная на двухлетних наблюдениях интуиция Шмидта тоже чего-то стоит. Вообще в научно-популярной литературе сведения о страусах разнятся. Кажется, эти загадочные существа ещё недостаточно изучены.
Александр Арнольдович и Надежда Александровна рассказали, что прокопьевским страусам не нужна африканская еда. Они питаются измельчёнными овощами – капустой, картошкой, кабачками. Птиц-великанов подкармливают измельчённой рыбой, а вот мяса не дают. В общем, рацион как у пенсионеров и студентов. Правда, в сутки каждому страусу нужно четыре килограмма еды. И этим пернатым противопоказан хлеб, зато требуется килограмм камней в день – щебёнки и мрамора.
Страусихи несутся. Самое крупное яйцо – 1,7 кг. Омлетом из одного такого можно накормить двадцать человек. Яйцо не разбивают и не пилят: просверливают два отверстия и выливают содержимое. Неповреждённая оболочка-скорлупа пользуется спросом у художников. Пустые страусиные яйца расписывают, как куриные на Пасху.
Спросил у каждого из трёх собеседников, на какую домашнюю птицу похожи африканские великаны.
– Они как куры. Так же едят овощи, травку кушают. И яйца несут, – отвечает Надежда Кузнецова.
– Как курицы, только ну очень крупные! – вторит ей Александр Шмидт.
– Из птиц ни на кого не похожи. Это страусы, – не соглашается Александр Якубовский.
Автор: Андрей Новашов
Cледите за главными новостями Кемеровской области в Telegram-канале, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.