Ёлку в мусор, а на столе «Маруся отравилась»: как встречали Новый год в советском Кузбассе
«Новый год любили все советские граждане, очевидно, потому что он был максимально несоветским». Как праздновался самый несоветский праздник: что ели, чем запивали и что народу запрещали? Тайнами Новогоднего СССР с AVOKADO поделился Владимир Сухацкий.
31.12.2019 11:42
775
(сейчас читает 1 человек)
Нетрадиционное рождество АИК
– Теперь по решению местных профсоюзов в официальные церковные праздники люди работают. Такое решение было принято с условием предоставления нескольких выходных в другое время. Вместо празднования Рождества, люди не будут работать 1, 2, 3 января – неплохое начало Нового в стране, – иронизировал голландский инженер, член АИК, – где власти призывают народ повышать производительность труда.
Западные коммунисты, приехавшие в Кузбасс, не понимали, почему большевики запрещают ставить ёлку народу. Для них Рождество такой светский, народный праздник, отнюдь не религиозный, никто из этих колонистов в церковь не ходил, молитв не читал. Они недоумевали, ну почему им, интернационалистам и ленинцам, нельзя поставить в доме ёлку.
– Когда наступил сочельник, – вспоминал сын директора колонии, голландец, – мы наглухо закрыли ставни, и задёрнули шторы, не дай бог, русские пойдут с рейдом по домам, увидят ёлку – греха не оберёшься. В несоблюдении ленинских заветов обвинят.
Зелёный и пушистый враг народа
Не исключено, что рейды выявления ёлок – были инициативой Кемеровских властей. В рассказах о Ленине упоминается, что в Горках в 1924 году проводились рождественские ёлки для детей. Поскольку в этом же году Рождество было вычеркнуто из официальных праздников, то зеленый символ праздника запретили. Она стала фигурировать, как буржуазный пережиток. Советская власть считала, что именно с неё начиналась религиозность детей. В Кемерове борьбой с ёлками (а точнее, с религией) занимался кемеровский горком Союза воинствующих безбожников. Местная организация прославилась тем, что во время финансовых ревизий у них всегда была недостача. Но больше всего тем, что они могли просто зайти к вам домой в рождественские дни и конфисковать ёлку, а заодно и алкоголь. Главное, в этих рейдах была совсем не пушистая красавица, а харчи и водка.
Премиальная ёлка
И секса в СССР не было и алкоголя… На своём щедром примере опроверг теорию Лауреат Сталинской премии, кемеровский писатель А. Волошин. Только получив премию, он купил несколько ящиков водки, колбасы, и счастливый решил обмыть награду вместе с горожанами. Вечером, перед окончанием сеанса в кинотеатре "Москва", он развесил угощения на одной из елок. Когда народ выходил после сеанса, их встретил Волошин со словами: "Налетай, народ! Никитич угощает!" В одной из своих телепрограмм "От Щегловска до Кемерова", Владимир Сухацкий повторил эту историю, развешивая на елке водку и колбасу.
Маруся отравилась!
В начале 1930-х годов люди отмечали новый год весьма скромно: с 1929 года по 1935 год в стране были продовольственные карточки, поэтому изысков особо не было. До революции щеглы могли позволить себе выставить на стол 12 блюд, прям как по числу апостолов. А в годы индустриализации даже винегрет был роскошью. Самым желанным блюдом были пельмени, их могли себе позволить только те горожане, которые держали скот, но он был почти у всех. Но к пельменям была не водка, как сейчас модно думать, а самогон или медовуха. Для многих кемеровских пролетариев деликатесом считалась даже конская колбаса, в которой мяса было мало, а требухи – много, в народе её называли «Маруся отравилась». Из-за популярной тогда песни: «Вот солнце закатилось, замолк шум городской. Маруся отравилась, наверно, колбасой!»
Дед Мороз не желания исполняет, а декларации зачитывает
Трудно сказать, почему Сталин в канун 1936 года смилостивился и великодушно разрешил устанавливать гражданам ёлку, которая теперь уже называлась новогодняя, а не рождественская. Но было рекомендовано проводить ёлочные праздники коллективно: в домах пионеров, школах, театрах. Если до революции празднование Нового года проходило в семейном кругу, то после предполагалось отмечать коллективом. В 1937-м ещё появились Снегурочка с Дедом Морозом. Они не только водили хороводы и поздравляли с Новым годом, но и зачитывали доклады: сколько энергии было выработано за прошлый год, каковы планы на будущий, какое соцсоревнование ждёт в новом году. Подобные выступления были в порядке вещей, и считалось, что «речь Деда Мороза должна заряжать трудящихся оптимизмом и способствовать повышению производительности труда». Именно тогда родилась официальная форма поздравлений.
Сказочные горки
После застолья кемеровская молодёжь отправлялась к ледяным горкам. Горки были своеобразные: никаких ледяных скульптур, только горки ручной работы!
Оставаясь на сайте, Вы даете согласие на использование cookies, которые применяются для повышения качества
рекомендаций согласно Политике.
Отказаться от cookies, можно через настройки Вашего браузера.
Чтобы иметь возможность комментировать, вам надо авторизоваться на сайте.